img
11.09.2019

К 90-летию Мина Клементьева - автора дизайна «Яшмового» дегустационного зала завода «Новый Свет».

Винные тоннели князя Льва Голицына в Новом Свете, которые признаны объектами культурно-исторического наследия Крыма, не раз становились объектами вдохновения для талантливых художников и архитекторов.

Так случилось и с известным мастером Мином Федосеевичем Клементьевым в 70-е годы XX века. Талантливый уральский художник был приглашён руководством завода «Новый Свет» специально для создания уникального зала для дегустаций.

Ровно 41 год назад завод шампанских вин «Новый Свет» гостеприимно распахнул двери для организованных групп туристов и провёл первые экскурсии. Это случилось специально к 100-летию предприятия - в 1978 году был создан «Яшмовый» зал для дегустаций. Рукотворные подземные галереи для выдержки вина очень напоминали мастеру владения «Хозяйки Медной горы», и художник принял решение создать дегустационный зал, который бы напоминал ему чертоги природных пещер Урала. И Мину удалось воплотить свою мечту! Линия и цвет природного камня в настенных панно подчинились замыслу художника, дивная палитра уральских самоцветов естественно и убедительно заиграла в работе мастера, а полное сходство с фактурой натурального камня до сих пор вводит в заблуждение многих гостей завода. «Яшмовое чудо» - именно так стало называться творение Мина Клементьева.

С юных лет Мин Клементьев был вдохновлён сказами Павла Петровича Бажова. Молодому художнику запали в душу сказы-притчи об уральских камнях, открытием было знакомство с коллекцией самоцветов, поразили его  воображение и пейзажные яшмы. Однако, пейзажные яшмы попадались не часто. Вот тогда-то и зародилась у него поначалу несмелая и, казалось бы, неосуществимая мечта — поймать силу камня, попытаться самому заговорить на его языке. Поиск материала занял несколько лет. Художник экспериментировал с гипсом, цементом, флорентийской мозаикой, эпоксидными смолами, инкаустическими красками. Проштудировал множество трудов по химии, минералогии, изучал природные процессы, влияющие на создание цвета и рисунка яшмы, малахита и других самоцветов. Эксперименты требовали постоянно теплой температуры. На Урале такие условия бывают недолгое время, поэтому в 1958 году художник переезжает в Крым и поселяется в Алуште. В конце 60-х годов эксперименты завершились успехом: был найден состав, при помощи которого Мин Федосеевич создавал свои уникальные картины, получившие по внешнему сходству с природными самоцветами название «каменная живопись».

Стены созданной дегустационной гостиной и в наши дни напоминают прохладный яшмовый грот. Освещение зала представляет собой лампы, по форме повторяющие природные хрустальные сталактиты. Внушительных размеров овальный стол для дегустаций создавался непосредственно в зале. Стол рассчитан на размещение 35 человек, мебельный ансамбль дополнен 5 малыми столиками и стульями, выполненными из искусственного камня.

Все 400 работ «каменной живописи», созданные мастером, принадлежат его семье, и только великолепная «Яшмовая» гостиная бережно сохраняется сотрудниками завода шампанских вин “Новый Свет” и круглый год принимает гостей для дегустаций.

Галерея